Главная   Новости   Контакты   Схема проезда   
Разделы сайта
Послания Алексия II
Св. Отцы о Покаянии
Всенародное Покаяние
История с.Тайнинское
Божьи свидетельства
Вопросы и Ответы
Проповеди и статьи
Архив

Чин покаяния
ПОКАЯНИЕ СПАСЕТ МИР!
Подробнее

Новости
10 октября 2011
ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ЕЕ НАКАЗ РУССКОМУ НАРОДУ (ОБНОВЛЕНО)
Подробнее...
07 апреля 2011
Воззвание нижегородцев к гражданам великороссам
Подробнее...
27 ноября 2009
ОБРАЩЕНИЕ всем верным православным христианам от ревнителей Всенародного покаяния.
Подробнее...

История с.Тайнинское

     Ведущая к Троице-Сергиевской обители дорога так и звалась Троицкой. Иногда, правда, упоминали о ней как о Переяславской или Ростовской. Издревле она соединяла Киевскую Русь с Севером и имела важнейшее значение в истории  Государства Российского. Дорога к Троице пережила много событий, видела много выдающихся сынов Отечества. По ней ехал Димитрий Донской к старцу Сергию для благословения на Куликовскую битву. Первый царь из Романовых, Михаил, по своему избранию на престол, торжественно въезжал в Москву именно по Троицкой дороге; с победой над Казанью возвращался Иоанн Васильевич Грозный; на встречу с матерью убиенного царевича Димитрия в Тайнинское направлялся Самозванец; шли ополченцы Минина и увозили раненого Пожарского… По ней от Софьи бежал в Лавру Петр, а путешествующая Екатерина, испробовав мытищинские воды, повелела сооружать известную гидросистему.
     Эта традиция появилась в XIV веке. Прослышав о христианских подвигах игумена Троицкого монастыря Сергия, на поклон к старцу отправлялись бояре, крестьяне, торговые люди… С давних пор принято было всем богомольцам – без различия чинов и заслуг – идти к преподобному пешком. Иногда даже цари отправлялись из Москвы в 70-километровый путь.
     Так, Алексей Михайлович , по крайней мере, дважды за время своего правления путешествовал до Троицкого монастыря пешком. Излюбленным местом царских путевых дворов была эта дорога.
     Накануне царева  «старта на длинную дистанцию» из столицы отправлялись гонцы. Предупрежденное ими местное начальство тут же мобилизовывало крестьян из придорожных деревень на авральные работы по ремонту тракта. Кроме того, перед государевым кортежем двигалась группа «квартирьеров» – слуги загодя готовили места остановок «на природе»: ставили парчовые шатры, накрывали столы…
     По распоряжению Иоанна Грозного во второй половине XVI века по Троицкой дороге были выстроены деревянные путевые царские дворцы. Их было пять. Первый от Москвы путевой дворец располагался в селе Алексеевском (недалеко от современной станции метро «Алексеевская»). Второй – на берегу Яузы в селе Тайнинском (в километре за МКАД). Третий дворец находился на реке Скалбе, в селе Братовщина. Четвертый был в селе Воздвиженском, а пятый  - в Троице Сергиевом монастыре. Центром этих поместий являлся Государев двор. Как правило, он включал царские хоромы, боярские и мастеровые избушки и привратные караульни. Во всех случаях территория двора окружалась глухим забором с рядом пристроенных хозяйственных помещений и, обычно, парными проездными воротами. Непременной принадлежностью любой большой усадьбы являлись плодовые сады, огороды и пруды для разведения рыбы.
     В писцовой книге вотчин Троице-Сергиева монастыря за 1623 год встречается упоминание села Мытищи. Первое упоминание о Яузском Мытищи относится к 1460 году. История возникновения Мытищ напрямую связана с Яузским волоком - крупным транспортным узлом Древней Руси. Название стариного русского города  происходит от слова “мыт” – пошлина+. Государство взимало дорожную  пошлину с торговцев и их судов при провозе через заставы товаров, предназначенных для продажи. Одна из таких  застав находилась в районе нынешних Мытищ.  Здесь перетаскивали по суше из Яузы в Клязьму торговые и боевые суда Слово “Мытищи” буквально обозначает то место, где собирают пошлину – мыт. В ХIV в. этот волоковый путь был заброшен и место, где ранее собирали мыт превратилось в Мытище (слово, этимологически связано со словом “городище” - "место, где был город”).  Окрестности Мытищ связаны с именами многих выдающихся деятелей России. Здесь жили князья: Василий Темный, Андрей Меньшой; цари: Иоанн Грозный, Борис Годунов. Окрестности Мытищ были излюбленным местом царской охоты Михаила Романова и Алексея Михайловича. С тех времен сохранился Благовещенский храм - памятник архитектуры второй половины XVII века, фундамент которого был заложен еще при Иоанне Грозном. Край известен и находящимися здесь дворцами цариц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Мытищи издавна славились прекрасной ключевой водой, что позволило по указу Екатерины II провести в 1804 г. в Москву первый в России водопровод.
     Еще раньше датируется (1401-1402 гг.) село Тайнинское. В XIV веке оно принадлежало двоюродному брату Димитрия Донского, герою Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, прозванному Храбрым. Иоанн Грозный останавливался в Тайнинском после взятия Казани. Царь Алексей Михайлович любил в Тайнинском заниматься соколиной охотой. Затем сюда ездил Борис Годунов. Царские Троицкие походы совершались регулярно. Проходили  они в несколько приёмов и не за один день. При этом  имели сложный ритуал и красочные обычаи. Самодержцы при поездке к Троице предпочитали Тайнинский путевой дворец.
     В "смутное время" в селе Тайнинском состоялась встреча Лжедмитрия I с Марией Нагой.  Лжедмитрий заставил привезенную из монастыря Марию Нагую признать его своим сыном!
     18 июля 1605 года Лжедмитрий встретил царицу-инокиню Марфу как свою мать и беседовал с ней. Свидание это было весьма важно для Лжедмитрия, а равно и для всего народа русского, потому что царица должна была или  признать в нем своего сына, или не признать. Она его признала. (Эта дата стала роковой, а само место имеет символический смысл.) Стоял здесь лагерем и Лжедмитрий II. Осенью 1612 года в этих местах находилось народное ополчение под предводительством Димитрия Пожарского и Козьмы Минина. 
     Само село Тайнинское , стоящее на берегу реки Яузы, как раз в том месте, где впадает в нее речушка Стебельки, известно с  XV в. как Тайнинское или Тайницкое. Но еще с XI-XII вв. селились в этих местах люди, что подтверждают многочисленные археологические находки. В  стародавние времена величали его обычно Танинским. Название, скорее всего возникло от слова: «тоня» - запруда реки Яузы, предназначенная  для рыбного лова и рыбного хранилища.
     Храм села Тайнинского (церковь Благовещения) был построен в 1675-1677 гг. по указанию царя Алексея Михайловича (на месте известной с XVI в. и уничтоженной во время Литовского разорения деревянной церкви Николая Чудотворца, заложенной еще Иоанном Грозным). Уже издали бросается в глаза его стройный силуэт, увенчанный пятиглавием. Эта форма завершения сделалась во второй половине XVII в. почти что обязательной. Сильно обветшавший теперь храм обращает на себя внимание изощренными цепочками "штучного набора", т.е. декоративно-формованными кирпичными деталями, обрамляющими сильно вытянутые окна, главы, карнизы, кокошники. Но несравненно декоративнее и затейливее уникальный фасад примыкающей к нему трапезной (с запада). 
     Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуются с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе, "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применявшейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной  с особой яркостью ощущается взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Проникновение светских элементов в строгую, суровую, жестко регламентированную русской православной церковью сферу духовной жизни на примере тайнинского храма прослеживается очень ясно и составляет глубокое эстетическое и эмоциональное впечатление.
     Неподалеку, над рекой Яузой, стоит памятник Царю-мученику Николаю Александровичу, созданный в 1996 году скульптором В.М. Клыковым. 
     Село Медведково в прошлом – родовая вотчина великого русского полководца князя Димитрия Пожарского, возглавлявшего в годы борьбы против польско-шляхетской интервенции XVII века народное ополчение и разгромившего вражеские войска под Москвой в 1612 году. Именно здесь на реке Яузе была последняя стоянка ополчения Минина и Пожарского перед их выступлением 20 августа 1612 года в столицу. 
     Пожарские владели Медведковым начиная с XVI века.Название селение получило по прозвищу одного из Пожарских – “Медведь”. Род князей Пожарских представлял собой ветвь князей Стародубских, происходивших от одного из младших сыновей великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Непосредственным родоначальником князей Пожарских стал Василий Андреевич, старший сын удельного князя Стародубского – Андрея Феодоровича, получивший во владение удел с центром в селе Пожар. Он жил в XV веке, и вдальнейшем все его потомки стали писаться князьями Пожарскими. 
     В трудное для Руси Смутное время в 1606-1612 гг., когда российскую землю раздирали интервенты-поляки, литовцы, шведы, а на руский престол бояре – изменники  хотели посадить польского королевича Владислава и к русскому престолу рвались самозванец  Лжедимитрий I, а затем и Лжедимитрий  II, на защиу Отечества в Нижнем Новгороде собирается ополчение во главе которого становится князь Д.Пожарский. 
     Во время боя в 1611 году князь был тяжело ранен и увезен по Троицкой дороге в Лавру. Летописец по этому поводу сообщает: “Изнемогши  от великих ран паде на землю, и взем его из города вон к Живоначальной Троице, где монахи излечили князя”. Пройдет год и Пожарский, вновь возглавив ополчение, по той же Троицкой дороге подойдет к Москве.

+(«Мытарства» – истязание (допрос и обличение грехов)  души, производимое злыми духами по исходе ее из тела, на пути в воздушном пространстве от земли к Небу. Рассматриваются грехи, не исповеданные в таинстве Покаяния и потому обличающие исвязывающие душу Название происходит   от слова «мытарь»сборщик податей и пошлин (Практическая энциклопедия православного христианина. Изд-во «Сатис» 20003)).

© 2006-2011 Чин Всенародного Покаяния