27 ноября 2009
ОБРАЩЕНИЕ всем верным православным христианам от ревнителей Всенародного покаяния. Подробнее...
22 мая 2009
ОБРАЩЕНИЕ к преосвященному Диомиду, епископу Анадырскому и Чукотскому и всем верным чадам Русской Православной Церкви от клириков и мирян Тульской епархии РПЦ МП Подробнее...
13 марта 2009
Великий Пост: время особого всенародного покаяния и соборной молитвы. Не дай Бог прельститься в эти дни красноречием гордыни, и впасть в осуждение и тщеславие! Подробнее...
Акривия*: противостояние апостасии
Всем православным христианам, не устоявшим в Истине и предавшим Христа своим усыновлением ересиарху-экуменисту Гундяеву, за каждым Богослужением утверждающим над собой его духовную власть и кощунственно исповедующим католического кардинала «Патриархом Московским и всея Руси, Великим Господином и Отцом»: Мы скорбим о вашем падении и ждем вашего покаяния.
/Православные христиане, по завету святителя Игнатия Брянчанинова, устранившиеся от «отступления, попущенного прийти в мир», и тем самым сохранившие верность Христу и Его Церкви/
Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий участвует в злых делах его.(2 Иоанн. 9—11)
Отступление попущено Богом, не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его./Святитель Игнатий Брянчанинов/
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС
Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в совокупности и преемственно, по устроению Божию, составляют Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению святого апостола Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Мы должны соблюдать Священное Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание. Апостол Павел пишет: Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Церковь есть Святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (посредством слова.— Ред.): да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5, 25—27). В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. …И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя. — Ред.), да и тии будут священи во истину (освящены истиной. — Ред.) (Ин. 17, 17 и 19). Церковь есть Святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется святой. Измите злаго от вас самех (из среды вас. — Ред.) (1 Кор. 5, 13). Твердое убо основание Божие стоит, имущее (имея. — Ред.) печать сию: позна Господь сущия Своя, и: да отступит от неправды всяк именуяй (исповедующий. — Ред.) имя Господне (2 Тим. 2, 19). Церковь называется Соборною, или, что то же, Кафолическою, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире и есть плодоносно и растимо (возрастает. — Ред.) (Кол. 1, 5—6); и что в Церкви христианской несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11). Сущий от веры (верующие. — Ред.) благословятся с верным Авраамом (Гал. 3, 9). Важное преимущество Кафолической Церкви в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания. — Ред.), что врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18), что Господь пребудет с ней до скончания века (Мф. 28, 20), что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века веков (Еф. 3, 21), что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. «Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12). Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть Глава Церкви, и Той есть Спаситель тела (Еф. 5, 23), то, чтобы иметь участие в Его спасении, необходимо быть членом Его Тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега (См. 1Пет. 3, 20—21). Все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге, как и все, обретающие вечное спасение, обретут его в единой Кафолической Церкви. Следующие мысли и воспоминания нужно соединять с наименованием Церкви Восточной. В раю, насажденном на Востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей; и там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых, в обетовании (обещании. — Ред.) о Спасителе. На Востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и доныне православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Восточных Церквах и в единомысленных с Восточными, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь. Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православною, или Правоверующею. Несте странни (вы уже не чужие. — Ред.) и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу (сограждане святым и свои Богу. — Ред.), наздани (утверждены. — Ред.) бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну (имея краеугольным камнем. — Ред.) Самому Иисусу Христу (Еф. 2, 19—20). Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, наставляет твердо держаться учения и преданий апостольских и избегает такого учения и таких учителей, которые не основываются на учении апостолов. Апостол Павел говорит: Темже убо (и так. — Ред.), братие, стойте и держите предания, имже научистеся (которым вы научены. — Ред.) или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Еретика человека по первом и втором наказании (вразумлении. — Ред.) отрицайся (Тит. 3, 10). Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени (есть много непокорных, пустословов и обманщиков. — Ред.), наипаче же сущии от обрезания (особенно из обрезанных. — Ред.), ихже подобает уста заграждати: иже вся домы (целые дома. — Ред.) развращают, учаще яже не подобает (чему не должно. — Ред.), сквернаго ради прибытка (из постыдной корысти. — Ред.) (Тит. 1, 10—11). И Сам Господь говорит: Аще же и церковь преслушает (не послушает. — Ред.) брат твой, буди тебе якоже (будет тебе как. — Ред.) язычник и мытарь (Мф. 18, 17).
/Святитель Филарет, Митрополит Московский/
ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
«Что такое Церковь? Господь сказал: “Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей.” Но под Церковью Он разумеет не место только, но известное нравственное состояние, не стены церкви, но церковные законы. Ибо Церковь – не стены и крыша, но вера и жизнь… Божественные каноны не имеют принудительной санкции для их исполнения, но за нарушение оных карает Сам Бог, карает неумолимо и неотвратимо, ибо непослушание им есть непослушание апостолам и их преемникам, а отвергший их отвергает Сына Божия, а отвергающий Его отвергает и пославшего Его». /Святейший Патриарх Никон/
«Церковь никогда не подчинится миру, никогда не пойдет на компромисс с ним. Конечно, ведь Господь сказал Своим ученикам на Тайной Вечере: «вы не от мира». Если мы хотим остаться верными истинному христианству, мы должны держаться этих слов – подлинная Церковь Христова всегда была, есть и всегда будет странницей в этом мире. Отделенная от него, она способна передать Божественное учение Господа неповрежденным, потому что эта отделенность сохраняет ее неизменной, т. е. подобной вечному и неизменному Богу. Там, где прервана преемственная духовно-благодатная связь со святыми Апостолами и их преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами, где введены разные новшества в веро- и нравоучении с целью “идти в ногу со временем”, “прогрессировать”, не отставать от века и приспособляться к требованиям и моде мира сего, во зле лежащего, – там не может быть и речи об истинной Церкви. Как мало в наше время людей, среди образованных, а иногда и среди “богословов” и священнослужителей высоких рангов, которые правильно понимают, что такое Православие и в чем его существо. Православие – это единственная и полная Истина, чистая Истина, без всякой примеси и малейшей фальши, лжи, зла и обмана». /Архиепископ Аверкий Таушев/
«Страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина». /Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский/
«Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Но это – попущение Божие. Находящиеся в Иудее да бегут в горы!» /святитель Игнатий Брянчанинов/
«“Повиноваться подобает Богови паче, нежели человекам.” (Деян. 5; 29). Мне кажется, сии апостольские слова значат то, что мы, чувствуя себя обязанными повиноваться какой-либо на земле власти, должны повиноваться ей дотоле, доколе она не требует от нас того, что Бог запрещает». /Святитель Филарет, Митрополит Московский/
«Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они, не учат ли они догматам, противным истинной Вере, и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками». /Святитель Геннадий Схоларий/
«Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в истине». /Преп. Феодор Студит/
Правило 15 Св. Константинопольского Двукратного Собора гласит: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборнаго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений».
«Никогда то, что относится к Церкви, не решается путем компромиссов». /Святитель Марк Ефесский/
«Ибо только в Церкви, сохранившей неповрежденным учение Христово, проповедь апостольскую и правила семи Вселенских Соборов, возможно спасение». /Митрополит Иоанн Снычев/
«Хотя каждый православный афонский монах или мирянин – не есть сам по себе Вселенский Собор, но тем не менее обязан следовать решениям и постановлениям Святых Вселенских Соборов и Святых Отцов и имеет полное право защищать христианскую православную веру. Многие патриархи и архиереи впали в ересь, в то время как монахи и миряне оставались верными! Афонские монахи имеют самое непреложное право защищать наше непорочное Православие и отвергать всякую связь с еретичествующими епископами. Пастыри-обновленцы уже больше не “истинные пастыри и наставники” Православной Церкви, напротив, они – непримиримые враги Церкви, которым непозволительно повиноваться ни в коем случае, ибо они искривляют правые стези Господни, и, как отступники и неверные заповедям Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, подподают под проклятия, изреченные Господом… Ваш долг – осуждать всякое новшество, всякий “пересмотр” литургических книг, экуменизм, календарную реформу, а равно и всякую обновленческую ересь… Без Истины и истинной веры послушание не имеет никакого смысла, и поэтому, по-видимому, каноническое собрание иерархии не есть критерий православности». /Монах зилот Феоклит Германос, Св. Афон/
«Когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшней – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины». / Святитель Григорий Богослов/
«Если начальствующий лукав по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба». /Святитель Иоанн Златоуст/
«Пусть никто не властвует в нашей вере – ни царь, ни архиерей, ни лжесобор, ни иной кто, но – только единый Бог, передавший нам ее, и Сам, и через Своих Учеников... (по отношению к епископу-еретику): Всеми способами избегать общения с ним, и не сослужить ему, ни вообще поминать его, и считать его не архиереем, но волком». /Святитель Марк Эфесский/
«Если кто притязает исповедовать вполне Православную Веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями». /Святитель Василий Великий/
«Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели». /Преподобный Иосиф Волоцкий/
«Кто уклоняется от причастия по причине ереси, то это правильно. Ибо причащение от еретика или явно осужденного за его жизнь отчуждает от Бога и предает дьяволу. [...] Избегай всякого общения с еретиками, как яда змеиного. Не падай, не предавай истины, чтобы не предать Христа... Общение с ересью отлучает от Бога... Еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом, противным Христу... Действительно, брат, это бездна и сеть дьявола. Попавшего в эту сеть общение с еретиками отлучает от Христа и отгоняет далеко от стада Господня. Каково различие света и тьмы, таково же и православного Причащения от еретического общения. Первое просвещает, второе ― омрачает; одно соединяет со Христом, другое ― с дьяволом; одно оживляет душу, другое ― убивает. Ты хорошо делаешь, что стремишься к Источнику жизни, а не черпаешь из смертоносной чаши нечестия, конец которого ― вечная погибель... Всякий, причащающийся или участвующий в ядовитом хлебе, не есть ли отступник от Христа, отверженный, нечестивый, если он не обратится назад через покаяние. Такова истина; за нее мученики были убиваемы и терпели все, не отступая от нее. Не только неверных еретиков... забирает под власть свою змий, но и тех, кои безразлично относятся ко всем таким и вступают в общение с ними... Когда ересь господствует и не поражена православным Собором, то необходимо исследовать: как при Божественном Причащении, так и при общей трапезе, и в этом отношении нет места ни стыду, ни медлительности... Исследуй, дознавай, ибо общение без исследования небезопасно, и опасность касается великих предметов... Всякий, кто противодействует врагам Церкви, есть исповедник. […] Ведь ты знаешь, что стало с умеренными братьями. А мы будем в числе пламенных. […] Не склонимся, хотя бы все пали, да не будет этого! Мы же будем бороться одни, как прежде, так и теперь укрепляемые Богом... Какое же это невольное, а не добровольное дело, если человек кажется православным, а между тем имеет общение с ересью? Невольным оно бывает тогда, когда кто-нибудь, насильно раскрыв рот православному, вольет в него еретическое причастие... Вступать в общение с еретиками самому ― дело добровольное, если же кто вступил в него из страха ― то и в таком случае он не может иметь оправданий. Поистине целый мир недостоин одной души, сохраняющей себя не причастной и еретического приобщения, и всякого зла. А причастные тому и другому равноценны траве, дровам, соломе, которые сожжет испытующий огонь в день Суда... Уличенные в общении с ересью не смеют отверзать уста, а должны оставаться в надлежащем безмолвии и испрашивать прощения в течение всей жизни. ...Отнюдь не должно входить для молитвы в храмы, оскверненные священниками, вступившими в общение с ересью. Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел, хранитель тех мест, по словам Великого Василия; и такой храм стал обыкновенным домом. И не войду, ― говорит псалмопевец, ― в собрание лукавых. (Пс.25:5) ...Есть, как я слышу, и такие, которые принадлежат к разряду падших, ― имена которых охотно пройду молчанием, ― и, однако, говорят, что им не нужно раскаиваться в этом и что они хорошо поступали. Ибо этим, говорят они... храмы остались неприкосновенными. О слепота! О богоборство! Христос отвергнут... и архиепископ подвергся гонению... А ты, несчастнейший, попав в душепагубное общество и оставаясь в зараженном месте, ― именно так, а не в монастыре, ― говоришь, что поступаешь хорошо, и по-иудейски насмехаешься над теми, кто носит Христа, или лучше сказать ― над Самим Христом, ради Которого они страдают? А какой спас ты храм, осквернив храм Божий ― себя самого? Каких сохранил ты братий, растлив их заразой своего общения?.. Ты ― соблазн миру, пример отступничества, увлекающий к погибели, плоть, а не дух, омрачитель, а не светильник. Это говорит сама истина таким нечестивцам... […] Не говори мне, что таким образом были сохранены церкви. Все это не могло быть спасено иначе, как изменой истинному исповеданию. Что за польза от того, если мы сами, являвшиеся и называющиеся храмом Божиим, стали непотребными, а бездушные дома постарались сохранить? […] Пусть погибает весь видимый вещественным мир, главное ― избежать верной погибели души, которой подвергается тот, кто выставляет такие предлоги». /Преподобный Феодор Студит/
«Идут, идут страшнее волн всемирного потопа, истребившего весь род человеческий, идут волны лжи и тьмы, окружают со всех сторон, готовы поглотить вселенную, истребляют веру во Христа, разрушают на земле Его Царство, подавляют Его учение, повреждают нравы, притупляют, уничтожают совесть, устанавливают владычество всезлобного миродержца... Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят». /Святитель Игнатий Брянчанинов/
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, – с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен». /Преподобный Серафим Вырицкий/
«Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это — одна видимость, внутри же отступление истинное». /Святитель Феофан Затворник/
«Церковь русская, следуя за Христом — своим Главой и Основоположником, уже которое десятилетие страждет на Голгофе, искупая совершенные нами грехи. Мир стоит молитвами праведников, и доколе не пресечется златая цепь преемства угодников Божиих на земле русской, будет жив наш народ и несокрушима держава. Но пророчества о последних временах, повторяемые разными святыми в разные эпохи почти дословно, гласят, что когда беззаконие умножится в мире, праведники и подвижники скроют свою благодать от любопытных взоров толпы, проходя путем, незаметным для мира, путем, растворенным смирением, под градом насмешек и поношений, издевательств и осмеяний неразумного человечества. Поэтому – несмотря на то, что с точки зрения духовной брани мы переживаем сегодня момент величайшего напряжения, – внешне заметить весь драматизм нынешних борений не так-то просто». /Митрополит Иоанн Снычев/
«Сказано, что врата адовы не одолеют Церкви, но нигде не сказано, что в России сохранится Церковь. Россия может окончательно потерять ее». /Святитель Афанасий Сахаров/
«Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие (2 Тим. 3, 1—6). И вот, вследствие оскудения благочестия, пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Св. Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной брани. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих. Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное Св. Отцами и от Святого Духа учение Церкви, сами его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит Своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7, 16). Вот и ты по действиям еретиков старайся отличить их от истинных пастырей. Это — духовные тати, расхищающие духовное стадо, и войдут они во двор овчий — Церковь, “перелазя инуде”, как сказал Господь, то есть войдут путем незаконным, применяя насилие и попирая Божьи уставы. Господь именует их разбойниками (Ин. 10, 1). Действительно, первым шагом их будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылка, ибо без этого нельзя им расхитить овец. Посему, сын мой, когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву, сластолюбию и властолюбию: это будут и клеветники, и предатели, сеющие вражду и злобу. Истинные рабы Божьи смиренны, братолюбивы и Церкви послушны. Большое притеснение будет от еретиков и монахам. И монашеская жизнь будет тогда в поношении: оскудеют обители, сократятся иноки, а те, которые останутся, будут терпеть насилие. Однако, ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, непокорным угрожая изгнанием. От сих угроз будет у малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, если доживешь до этого времени, радуйся, ибо тогда право верующие, но не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно стояние в вере, по слову Господа: “Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным” (Мф. 10; 32, 33). Бойся Господа Бога, сын мой, бойся потерять уготованный венец, бойся быть отторгнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную. Мужественно стой в вере Православия и, если нужно, с радостью терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобою будет Господь и святые Мученики и Исповедники: они с радостью будут взирать на твой подвиг. Но горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: “Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит”. Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов. И истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать будут для этого пустынные и уединенные места. Не бойся же скорбей, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажит человека от благодати и разлучит со Христом, потому повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря (Мф. 16, 17). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Иисусом Христом, с радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2; 1, 2), рекшего: “Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Откр. 2, 10). Ему же со Отцем и Святым Духом честь, Слава и Держава во веки веков». /Преподобный Анатолий Оптинский/
«Еретики свой смрад жируют, а Божественных учений удаляясь, и к бесам приложились. Но злейши суть бесов: бесы бо Креста Христова боятся, еретики же посекают кресты... Блюдите вовеки неизменною и непоколебимою православную нашу, чистую, непорочную и пречестнейшую христианскую веру греческого закона, которая, как солнце сияет в области вашего великого скиптродержавия». /Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси, 1607/
«Стойте тверды и держите еже апостоли заповедаша, и святии отцы определили и научили. Сие бо есть добро и благоугодно пред Спасителем нашим Богом, да тихое и безмолвное и безбедное житие поживете в единомыслии святыя православныя веры, удаляющеся всяких еретических примешений и общений, во всякой правде, чистоте, мире и любви». /Святейший Патриарх Адриан/
«Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученическаго, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь святая! Иди на свою Голгофу! С тобою Крест Святой, оружие непобедимое... А глава Церкви — Христос Спаситель вещает каждому из нас: “Буди верен до смерти, и дам ти венец живота” (Апок. 2, 10)». /Священномученик Тихон, Патриарх Московский/
«Вера в жизни наших предков сделала Россию великой... Вера предков сияла православной апостольской истиной. Они тщательно хранили ее от всяких еретических искажений и настолько, что старались избегать даже чисто житейского общения с иностранцами, почему все ереси, бывшие в России в течение первых семи веков после крещения русского народа, не могли в ней укорениться и скоро исчезали по своем возникновении... Будем удалять от себя всякую мысль о каком бы то ни было смешении в вере со всеми инославными исповеданиями, и в частности с католиками и лютеранами... Ибо только истинная православная вера сообщает действенную спасительную благодать, в которой все наше спасение и здесь, и там, за гробом». /Архиепископ Серафим Соболев/
«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение. Смотрите, ведь Сергию и Вакху в пятки гвозди вбивали, а они стойко шли за Христом. А где же мы теперь, почему не умеем стоять за Церковь Христову?» /Святитель Афанасий Сахаров/
«Кто земное предпочитает небесному, тот лишится и того и другого». /Отец Сампсон/
«Горе тому, кто любит тебя, мир. Его радости превратятся в вопли. Страх Божий равен любви, он побеждает всякое мучение и смерть… В брани за веру да окончишь свое служение на земле». /Св. Ефрем Сирин/
«Вера испытывается в опасностях. Если на опыте душа не вкусит страданий Христовых – не будет иметь с Ним общения». /Св. Исаак Сирин/
«Почитай мучеников, подражая им, то есть, если и не проливая свою кровь за Христа, то, по крайней мере, своей твердой решимостью претерпеть мученичество, своей любовью к истинной и спасительной вере». /Преп. Никодим Святогорец/
«Делам больше, нежели словам, нужно давать веру, ибо истина гораздо более познается из дел, чем из слов. Ведь умершие за Христа не погибли, а нашли себе вечную жизнь. Я буду считать жизнь пустою, если не умру за Христа». /Св. вмч. Пантелеимон/
«Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и идущему на этом пути Господь дает утешения, пред которыми все земные радости — ничто. Не предавай Господа ни за малое, ни за великое. Лучше нищета Алексия человека Божия, чем богатства и вся слава мира сего! Сделай раз и навсегда выбор и держись своего пути, несмотря ни на что!» /Игумен Никон Воробьев/
«Хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть, православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом, день и нощь служащих Ему. А таковы — хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устнами исповедующие благочестие, Ей преданное, и на деле во всех случаях жизни творящие по святым заповедям Господа нашего Иисуса Христа». /Преподобный Серафим Саровский/
«Если бы кто-нибудь грозил тебе геенною, чтобы принудить тебя отречься от Христа, — не соглашайся; если бы обещал царство, только бы отвлечь тебя от единороднаго Сына Божия, — отвратись и возненавидь его, будь учеником Павла... Его не могли отлучить от любви Божией ни ангелы, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая-нибудь тварь... Христос должен быть для нас страшнее и геенны, вожделеннее и царства». /Святитель Иоанн Златоуст/
«Не бойся, забудь свою личную жизнь, не смотри на те беды, которые, может быть, грозят тебе за правду Божию: смело стой за святую веру православную, если видишь где-нибудь и в чем-нибудь опасность для нее! Истина Христова, вера православная дороже нашей жизни. Не будет православия на Руси - не будет и народа русского. За истину святого нашего православия мы должны быть готовы отдать все: и честь нашу, и все блага земные, и самую жизнь». /Архиепископ Никон Рождественский/
«Исповедывать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение должно без страха и стыда, с дерзновением». /Святитель Василий Великий/
«Тот, кто не сочувствует борьбе (за Истину), тот, кто видит в ней лишь проявление “фарисейства” и предлагает взамен “смириться” перед ложью, отпав от Истины, естественно, должен считаться предателем Истины, кем бы он себя не считал и как бы не называл. Кротость и смирение это не безхребетность, и они не склоняются перед явным злом. Истинный христианин должен быть безкомпромиссным по отношению ко злу, должен бороться с ним всеми доступными ему средствами, чтобы решительно остановить распространение и укрепление этого зла среди людей. Ничто, кроме глубинного чутья подлинности и непоколебимости в борьбе с самыми утонченными подменами и обманами, не может сделать нас членами “теснейшего духовного союза всех право верующих во Христа”, той Церкви, которую не одолеют врата ада. У истинного, подлинно-верующего христианина не может быть никакой “паники” при созерцании этой мрачной картины Отступления, чего как-то совсем наивно и неразумно боятся некоторые, предпочитая поэтому “не замечать” Отступления и молчать о нем. Истинный христианин ведь знает со слов Самого Христа Спасителя, что всему этому “надлежит быть” (Мк. 13, 7; Лк. 21, 9), и он не должен закрывать глаза на это, а обязан вполне сознательно относиться к происходящему, правильно оценивать и взвешивать все события, в которых проявляется Отступление, дабы знать, как вести себя, дабы не быть самому увлеченным потоком Отступления, что может случиться незаметно для него самого, при его небрежении и недостаточном внимании. ...Преступно молчать об Отступлении, убаюкивать себя и других, что все вполне благополучно, что беспокоиться не о чем. И хотя мы не в силах “остановить Отступлениенемощною рукою своею”, долг христианской любви повелевает нам не только самим “устраниться”, “охраниться от него”, но и ближних наших предохранить, предостеречь от него, если они сами не видят, не замечают. Тут надо всегда помнить замечательное изречение Святителя Григория Богослова, что “молчанием предается Бог”, нельзя молчать о том, что является делом первостепенной важности, как дело спасения душ человеческих!» /Архиепископ Аверкий Таушев/
Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского
Завещание преподобного Феодосия Печерского, написанное в XI веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью, можно совершенно не комментировать – настолько ясны и проникновенны мысли и чувства, заложенные в этом богодухновенном творении великого христианского подвижника, основоположника русского монашества, одного из величайших Святых, прославленных Русской Церковью. Без сомнений, ревностный призыв великого Аввы найдет отклик в сердце каждого, кому дорого Святое Православие, кто еще не омертвел душой, кто не утратил окончательно связь с духовным наследием своего великого народа.
Господи, благослови! Я – Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа – в чистой и правоверной вере рожден и воспитан в добром научении Православными отцом и матерью. Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов гнушайтесь. Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни, и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере: в католической, в мусульманской, или в армянской – не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою, и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то жид, или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной Вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос. Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою Веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных, с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, – помоги Православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане. Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: “Един Бог, едина вера, едино Крещение” (Ефес. 4, 5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголющего: “Аще ангел, пришед с небесе, благовестит вам, не якоже мы благовестихом, да будет проклят” (Гал. 1, 8). Вы же (латиняне), отринувшие проповеданье апостольское и Святых Отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Тайнам вместе приступать, ни вам к нашим, ни нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу – чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать. Тако бо писано: “Воздается комуждо по делом его”, о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь».
МОЛИТВА
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и врази Святой Руси, да разорится жертва беззаконная, на земли Российстей бесовом приносимая, да сокрушится богохульная власть нечестивых жидов и клеврет антихристовых, и да бежат от лица Божия вси ненавидящии Его, имже имя легеон, сиречь: жиды-богоубийцы и масоны-христоненавистники, богоборцы и богохульники, святотатцы и кощунники, дьяволопоклонники и чернокнижники, колдуны и обаятели, маги и гадатели, содомиты и деторастлители, осквернители и совратители, соблазнители и растлители народа нашего, насильники и грабители, еретики и лжеучители, предатели и отступники, крамольники и изменники святыя веры Православныя и Отечества нашего. Да исчезнет вся нечисть сатанинская и мерзость жидовская от лица Святой Руси и народа Божия. Яко исчезает дым, да исчезнет; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси и слуги бесовы, и вся нечисть и нежить антихристова, и лукавство их от лица всех любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам Тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай нам со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. Божественным и Преславным Святым Именем Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да обратятся вся козни и вся злоба и лукавство богоборцев-христоненавистников и изменников святыя веры Православныя и Отечества нашего Российскаго на главу их, и да падут в яму юже изрыли. И да пребудет клятва на них, якоже глаголет святой апостол Павел Духом Святым: «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран-афа» (1 Кор. 16; 22). И паки глаголет нам апостол святый: «Темже изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы. И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (2 Кор. 6;17, 18).
Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. (Апок. 16; 15)
* Акривия (греч. ακριβεια акривиа) – строгое следование догматам и канонам Церкви во имя сохранения чистоты Святой Истины.